|
623459, Свердловская область, Каменск-Уральский, ул.Механизаторов, 25
(3439) 376-222, (3439) 376-597, (3439) 376-343, (3439) 376-598
[email protected]
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Техническое обслуживание и устранение неисправностей кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов
Двигатель должен развивать номинальную мощность (см. табл. 1) в пределах установленных норм расхода топлива и моторного
масла, устойчиво работать во всем диапазоне нагрузочных и скоростных режимов, легко запускаться.
Своевременное и качественное выполнение операций ТО позволяет сохранять параметры двигателя в установленных пределах
и ведет к снижению отказов и неисправностей, способствует длительной и надежной работе двигателя и автомобиля в целом.
Кривошипно-шатунный механизм. При первом ТО после обкатки у двигателя УМЗ-4146.10 проверяют и при необходимости подтягивают
гайки и болты крепления головки блока цилиндров, винты и болты крепления поддона картера. Эти операции повторяют после снятия
и установки головки блока и пробега первых 1000 км. У нового двигателя УЗАМ-412Э указанные операции выполняют через 500—700
км пробега и после обкатки их не проводят. У двигателя ВАЗ-2121 названные операции выполняют при ТО-1. Гайки и болты крепления
головки блока цилиндров подтягивают на холодном двигателе динамометрическим ключом в определенной последовательности (рис.
2) моментом, указанным в табл. 8. Для того чтобы у двигателя ВАЗ-2121 при подтягивании болтов крепления головки блока не
снимать корпус подшипников распределительного вала, можно изготовить специальный ключ.
На двигателе ВАЗ-2108 между блоком цилиндров и головкой установлены специальные безусадочная прокладка на металлическом
каркасе и болты, которые не требуется подтягивать. При установке головки цилиндров на двигателе после снятия болты заменяют
на новые в том случае, если прежние вытянулись и превышают размер 135,5 мм. Болты затягивают равномерно, без рывков, в
последовательности, указанной на рис. 2,в, в несколько приемов: вначале затягивают моментом 20 Н • м, затем
моментом 71 —87 Н • м; поворачивают болты на 90° в указанном порядке, после чего вновь поворачивают на 90°.
|
8. Параметры, необходимые при выполнении регулировок и ремонте двигателей легковых автомобилей
|
|
Параметр
|
УЗАМ-412Э
|
ВАЗ-2121
|
ВАЗ-2108
|
УМ3-4166.10
|
|
Осевой зазор коленчатого вала, мм:
|
|
|
|
|
|
- номинальный
|
0,10—0,29
|
0,055—0,265
|
0,06—0,26
|
0,075—0,175
|
|
- предельный
|
0,45
|
0,35
|
0,35
|
0,25
|
|
Тепловой зазор в механизме газораспределения для клапанов, мм:
|
|
|
|
|
|
- впускного
|
0,15—0,17 при регулировке и 0,14—0,22 при проверке
|
0,14—0,17
|
0,15—0,25
|
0,35—0,40
|
|
- выпускного
|
То же
|
То же
|
0,30—0,40
|
То же и 0,30—0,35 для 1-го и 4-го цилиндров
|
|
Момент затяжки гаек и болтов крепления головки цилиндров, Н • м
|
90—100
|
115 и 38 для болта № 11 (рис. 2, а)
|
|
71,6—76,5
|
|
Момент затяжки гаек крепления корпусов подшипников распределительного вала, Н • м
|
|
18,6—22,5
|
18,6—22,5
|
|
|
Компрессия в цилиндре, МПа, не менее
|
1,013
|
1,013
|
1,013
|
0,674
|
|
Давление масла в смазочной системе, МПа, не менее
|
0,2 при 1400 мин
-1
0,08 при 750—850 мин
-1
Г
|
0,45 при 5600 мин
-1
0,08 при 750—800 мин
-1
|
0,08 или 0,05 при 600 мин
-1
и соответственно при отключенном и включенном масляном радиаторе 0,3—0,5
или 0,2—0,4 при скорости движения 45 км/ч и отключенном или включенном масляном радиаторе
|
|
При ТО-2 проверяют и при необходимости подтягивают крепление двигателя, очищают от грязи и масла резиновые подушки опор
двигателя. У автомобиля ИЖ-2715 проверяют крепление
кронштейнов передней опоры к блоку цилиндров с левой и правой сторон, подушек передней опоры к кронштейнам, подушек задней
опоры к поперечине, поперечины задней опоры к кронштейнам на лонжеронах. У автомобиля ВА3-2121 проверяют крепление передних
левой и правой опор и одной задней, а у ВАЗ-2109 — крепление передней, задней и левой опор подвески двигателя. У автомобиля
УАЗ-31512 проверяют крепление двух передних опор и двух задних опор пластины раздаточной коробки. Кроме того, у этого автомобиля
проверяют крепление соединительной тяги двигателя с кронштейном рамы.
К неисправностям кривошипно-шатунного механизма относятся понижение компрессии в цилиндрах и мощности двигателя, увеличение
расхода топлива и масла, дымление, нехарактерные для работы двигателя стуки и шумы, течи масла и охлаждающей жидкости.
Компрессию в цилиндре замеряют на прогретом двигателе с помощью компрессометра модели 179 или компрессографа К-181.
Рис. 2. Последовательность затяжки гаек и болтов крепления головок цилиндров двигателей:
а — УЗАМ-412Э; б — ВАЗ-2121; в — ВАЗ-2108;
г
— УМЗ-4146.10. Арабскими цифрами обозначены номера гаек и болтов,
римскими — номера клапанов
Перед замером компрессии вывертывают свечи зажигания, вставляют резиновый наконечник прибора в отверстие для свечи и
проворачивают стартером коленчатый вал при полностью открытых дроссельной и воздушной заслонках в течение 5—6 с. У компрессометра
максимальное давление конца такта сжатия в цилиндре снимают по шкале манометра, а у компрессографа значение давления фиксируется
на бумажном бланке. Замеры повторяют 2—3 раза в каждом цилиндре и определяют среднее значение. Разность давлений в цилиндрах
не должна превышать 0,1 МПа.
Снижение компрессии в отдельных цилиндрах может происходить по причине закоксовывания или поломки поршневых колец, повреждения
прокладки головки цилиндров, нарушения регулировки зазоров в клапанном механизме или прогорания клапанов. Закоксовывание
поршневых колец в канавках поршня способствует интенсивному прорыву газов в картер, что может привести к повышению давления
картерных газов и выбрызгиванию масла через отверстие для маслоизмерительного щупа. В этом случае в каждый цилиндр заливают
по 20—25 см
3
моторного масла и повторяют замеры компрессии. Возрастание давления указывает на неплотности в цилиндропоршневой
группе.
Неисправность прокладки головки блока и нарушение герметичности в клапанном механизме можно обнаружить с помощью пневмотестера
К-272, пропуская в цилиндр сжатый воздух через свечное отверстие. Утечка воздуха в соседний цилиндр свидетельствует о повреждении
прокладки головки блока или ослаблении гаек или болтов крепления головки цилиндров. Неисправность прокладки головки цилиндров
также можно обнаружить по попаданию охлаждающей жидкости в поддон. При этом будет наблюдаться постоянное снижение уровня
охлаждающей жидкости в расширительном бачке или радиаторе и одновременное повышение уровня масла в поддоне. Масло при этом
приобретает цвет от серого до молочно-белого. Утечка воздуха через карбюратор указывает на неисправность впускного клапана,
а через глушитель — выпускного. Обнаруженные неисправности устраняют.
Причиной снижения компрессии в цилиндрах двигателя при исправных прокладке головки блока и клапанах является износ цилиндропоршневой
группы. Степень износа цилиндропоршневой группы, а значит и ее техническое состояние, определяют без разборки двигателя приборами
К-69М и пневмотестером К-272. Принцип работы приборов основан на замере утечки воздуха, подаваемого в цилиндр двигателя. Проверку
выполняют на прогретом двигателе. Вывертывают свечи, устанавливают поршень первого цилиндра в верхнюю мертвую точку конца такта
сжатия. Коленчатый вал затормаживают от проворачивания, включив передачу и установив автомобиль на стояночный тормоз. Прижимают
испытательный наконечник прибора к свечному отверстию первого цилиндра, открывают клапан подачи воздуха и по показаниям стрелки
манометра на приборе определяют утечку воздуха. Поворачивая коленчатый вал, аналогично проверяют другие цилиндры в соответствии с
порядком их работы. Утечка воздуха не должна превышать 28 % при исправных клапанах и прокладке головки блока.
При возникновении нехарактерных для работы двигателя стуков и шумов прослушивают двигатель мембранным или электронным
стетоскопом. Стержень стетоскопа устанавливают перпендикулярно поверхности двигателя в том месте, где прослушивают стуки
и шумы.
Состояние поршня и поршневого пальца определяют при резком изменении частоты вращения коленчатого вала, прослушивая стенки
блока цилиндров по линии движения поршня в местах, соответствующих его крайним положениям. Стук поршневого пальца отчетливый
и резкий и исчезает при выключении цилиндра из работы. При износе сопряжения поршневое кольцо — канавка поршня прослушивается
несильный щелкающий стук в зоне нижней мертвой точки на средней частоте вращения коленчатого вала. Изношенные поршни издают
при работе холодного двигателя щелкающий дребезжащий приглушенный звук, уменьшающийся по мере прогрева.
Износ коренных подшипников и увеличение зазора между шейками коленчатого вала и вкладышами сопровождается глухим металлическим
звуком низкого тона с частотой, увеличивающейся с повышением частоты вращения коленчатого вала. Стук прослушивается в нижней
части блока цилиндров вдоль оси коленчатого вала при резком открытии дроссельной заслонки. Причиной этого стука может также
быть и слишком раннее зажигание. Большой осевой зазор коленчатого вала способствует появлению стука более резкого тона с
неравномерными промежутками, особенно заметными при плавном увеличении и уменьшении частоты вращения коленчатого вала. Тон
этого звука меняется в зависимости от того, нажата или нет педаль сцепления. Величину осевого зазора определяют на неработающем
двигателе по перемещению переднего конца коленчатого вала при нажатии и отпускании педали сцепления и сравнивают с данными
табл. 8.
Шатунные подшипники при износе создают стук также в зоне оси коленчатого вала, но ниже или выше на величину радиуса кривошипа
и при положении поршня в верхней или нижней мертвых точках. При этом прослушивается стук более резкий и звонкий, меньшей
силы по отношению к стуку коренных подшипников. Стук исчезает в каждом из цилиндров при выключении из работы соответствующей
свечи зажигания.
Признаком износа коренных и шатунных подшипников является также падение давления масла в смазочной системе двигателя
ниже нормы (см. табл. 8). Давление масла проверяют контрольным манометром с ценой деления не более 0,05 МПа.
Двигатели с перечисленными неисправностями направляются в ремонт. При замене цилиндропоршневой группы на двигатель
устанавливают блоки (двигатели ВАЗ-2121 и ВАЗ-2108), гильзы и поршни одной размерной группы. У рассматриваемых двигателей
этих групп пять (табл. 9). Размерную группу поршня выбивают на днище, а гильзы — на торце верхнего буртика у двигателя УМЗ-4146.10.
У двигателя УЗАМ-412Э размерную группу на гильзе наносят краской на наружной цилиндрической поверхности гильз. У двигателей
ВАЗ-2121 и ВАЗ-2108 класс цилиндра по внутреннему диаметру обозначается так же, как и на поршне, и выбивается на нижней плоскости
блока против каждого цилиндра.
Течь масла и охлаждающей жидкости в двигателе возникает из-за неудовлетворительного состояния прокладок или неправильной
установки их в процессе сборки. У двигателя УМЗ-4146.10 нарушение герметичности уплотняющих резиновых колец между гильзой
цилиндра и блок-картером будет способствовать попаданию охлаждающей жидкости из водяной рубашки в поддон. В этом случае вынимают
гильзу и заменяют поврежденное резиновое кольцо.
Подтекание масла через прокладки поддона, крышек привода механизма газораспределения (кроме ВАЗ-2108), клапанного механизма
устраняют подтягиванием гаек или болтов крепления. Если это не помогает, устанавливают новые прокладки. Течь масла через
сальники коленчатого вала устраняют их заменой. Если течь масла через прокладки и уплотнения сопровождается значительным
выделением газов из маслоналивной горловины, прочищают систему вентиляции картера.
Газораспределительный механизм. При ЕО проверяют наличие посторонних стуков и шумов в клапанном механизме при работе
двигателя.
После пробега первых 500—700 км у двигателя УЗАМ-412Э проводят регулировку тепловых зазоров в механизме газораспределения.
При первом ТО-1 после обкатки у двигателя УЗАМ-412Э регулируют натяжение цепи привода кулачкового валика. У двигателей
ВАЗ-2108 и УМЗ-4146.10 проверяют и при необходимости регулируют тепловой зазор в клапанном механизме.
При ТО-1 у двигателей УЗАМ-412Э и ВАЗ-2121 проверяют и регулируют тепловые зазоры в клапанном механизме, регулируют натяжение
цепи привода газораспределительного механизма. У двигателя ВАЗ-2108 проверяют состояние ремня привода распределительного
вала и при необходимости регулируют его натяжение.
При ТО-2 у двигателей ВАЗ-2108 и УМЗ-4146.10 регулируют зазоры в клапанном механизме.
Через одно ТО-2 на двигателе ВАЗ-2108 заменяют зубчатый ремень привода распределительного вала.
Увеличение теплового зазора сопровождается частым металлическим стуком клапанов, который хорошо прослушивается при малой
частоте вращения коленчатого вала на холостом ходу.
|
9. Размерные группы цилиндров и поршней двигателей легковых автомобилей
|
|
Обозначение размерной группы
|
Диаметр цилиндра (числитель), поршня (знаменатель), мм, по маркам двигателей
|
|
УЗАМ~-412Э
|
ВАЗ-2121
|
ВАЗ-2108
|
BA3-2I083
|
УМ3-4166.10
|
А/А*/Зеленый**
Б/В*/Желтый**
В/С*/Красный**
Г/Д*/Синий**
Д/Е*/Черный**
|
82,00—82,01
81,941 — 81,950
|
79,00—79,01
78,93—78,94***
|
76,00—76,01
75,965—75,975***
|
82,00—82,01
81,965—81,975***
|
92,012—92,024
91,988—92,000
|
82,011—82,02
81,951 — 81,96
|
79,01—79,02
78,94—78,95
|
76,01—76,02
75,975—75,985
|
82,01 — 82,02
81,975—81,985
|
92,024—92,036
92,000—92,012
|
82,021 — 82,03
81,961 — 81,97
|
79,02—79,03
78,95—78,96***
|
76,02—76,03
75,985—75,995***
|
82,02—82,03
81,985—81,995***
|
92,036—92,048
92,012—92,024
|
82,031 — 82,04
81,971 — 81,98
|
79,03—79,04
78,96—78,97
|
76,03—76,04
75,995—76,005
|
82,03—82,04
81,995—82,005
|
92,048—92,060
92,024—92,036
|
82,041 — 82,05
81,981—81,99
|
79,04—79,05
78,97—78,98***
|
76,04—76,05
76,005—76,015***
|
82,04—82,05
82,005—82,015***
|
92,060—92,072
92,036—92,048
|
Примечание.
* — латинскими буквами обозначены размерные группы для двигателей ВАЗ;
** — цветовое обозначение для двигателей автомобилей ИЖ-2715, наносится полоска краской на наружной цилиндрической поверхности
гильз;
*** — в запасные части для двигателей ВАЗ поставляются поршни номинальных размеров классов А, С и Е.
Мощность двигателя при этом падает из-за сокращения продолжительности открытия клапанов, ухудшения наполнения цилиндров
и удаления продуктов сгорания. Кроме того, происходит усиленный износ торцов стержней клапанов. Малый зазор или его отсутствие
у впускных клапанов сопровождается хлопками в карбюраторе, а у выпускных клапанов — в глушителе. В этом случае также уменьшается
мощность из-за снижения компрессии, обгорают фаски тарелок клапанов.
Зазоры в приводе клапанов регулируют на холодном двигателе. Значения нормальных тепловых зазоров в клапанном механизме
двигателей легковых автомобилей при температуре 15—20° С приведены в табл. 8.
У двигателя УЗАМ-412Э для регулировки зазора между торцом стержня клапана и наконечником регулировочного винта снимают
крышку клапанного механизма. По второй метке на шкиве коленчатого вала, считая по направлению вращения, устанавливают поршень
первого цилиндра в положение, соответствующее верхней мертвой точке (в. м. т.) конца такта сжатия. Оба клапана при этом должны
быть закрыты, а коромысла при наличии зазора свободно покачиваться. Плоским щупом 1
(рис. 3) проверяют зазор между
торцом наконечника
5
регулировочного нажимного винта
2
и стержнем клапана. При регулировке зазора отворачивают
контргайку 3
регулировочного винта
2
и, поворачивая специальным ключом винт 2, устанавливают номинальный зазор
(см. табл. 8). Проверяют его щупом. Поддерживая ключом регулировочный винт, затягивают контргайку и вновь проверяют правильность
зазора. Зазоры у остальных клапанов регулируют по порядку работы цилиндров, поворачивая коленчатый вал при переходе от цилиндра
к цилиндру на ½ оборота. Закончив регулировку, устанавливают на место крышку клапанного механизма.
У двигателя УМЗ-4146.10 порядок проверки и регулировки зазора в клапанном механизме такой же. Щупом замеряют зазор между
торцом стержня клапана и бойком коромысла. Регулируют зазор винтом 2 (рис. 3, б), поворачивая его отверткой и предварительно
ослабив контргайку 3
.
Порядок регулировки зазора в клапанном механизме у этих двигателей может быть и иным, если при установке поршня первого
цилиндра в в. м. т. конца такта сжатия зазор регулируют одновременно у четырех клапанов. Затем, повернув коленчатый вал на
360°, регулируют зазор других оставшихся четырех клапанов. У двигателя УЗАМ-412Э за первый прием регулируют клапаны I, II,
III и VI (см. рис. 2, а), а после поворота коленчатого вала на 360° — клапаны IV, V, VII и VIII. У двигателя УМЗ-4146.10
в первый прием регулируют клапаны I, II, IV и VI, а во второй — клапаны III, V, VII и VIII (см. рис. 2,
г).
Такой
порядок регулировки сокращает время на проведение операции, поскольку коленчатый вал приходится поворачивать только один
раз и одновременно регулировать зазоры у четырех клапанов из восьми.
У двигателей ВАЗ-2121 и ВАЗ-2108 перед регулировкой теплового зазора проверяют и при необходимости подтягивают гайки
крепления корпусов подшипников распределительного вала. Порядок
затяжки указан на рис. 4, а момент затяжки — в табл. 8. У двигателя ВАЗ-2121 при проверке и регулировке зазоров поворачивают
коленчатый вал по часовой стрелке до совмещения метки А на звездочке с меткой В на корпусе подшипников распределительного
вала. При этом поршень четвертого цилиндра займет положение в. м. т. в конце такта сжатия. Регулируют зазоры между рычагами
3
и кулачками распределительного вала у выпускного клапана четвертого цилиндра (восьмой кулачок, считая от радиатора)
и впускного клапана третьего цилиндра (шестой
кулачок). Широким плоским щупом
4
проверяют зазор между тыльной стороной кулачка и рычагом. Щуп должен перемещаться
с легким защемлением. При несоответствии зазора номинальному значению, указанному
в табл. 8, отворачивают контргайку
и винтом устанавливают требуемый зазор. Удерживая в этом положении ключом винт, затягивают контргайку моментом 52 Н • м и
вновь проверяют зазор. Повернув коленчатый вал на 180°, регулируют зазоры у клапанов, поворачивая каждый раз коленчатый вал
на 180°. После окончания работы проверяют момент затяжки храповика коленчатого вала. Он должен быть равен 122 Н • м.
Рис. 3. Проверка и регулировка тепловых зазоров в механизме привода клапанов на двигателях:
а —
УЗАМ-412Э; 6 — УМЗ-4146.10; 1— щуп; 2 — регулировочный винт; 3 — контргайка;
4
— коромысло; 5 — наконечник регулировочного винта
У двигателя ВАЗ-2108 зазор между кулачком распределительного вала и толкателем клапана также замеряют щупом и регулируют
путем подбора и установки регулировочных шайб необходимой толщины. Перед началом регулировки снимают крышку клапанного механизма
и переднюю пластмассовую защитную, крышку зубчатого ремня привода механизма газораспределения.
Удаляют масло
из ванн в головке цилиндров, покрывающее
'
егулировочные шайбы. Поворачивают ключом коленчатый; вал по часовой стрелке
за болт крепления шкива коленчатого вала до совмещения метки А на шкиве распределительного вала с меткой Б — отогнутым усиком
на задней крышке зубчатого ремня. Затем поворачивают коленчатый вал еще на 40—50° или 2,5—3 зуба по шкиву распределительного
вала. При этом в первом цилиндре будет такт рабочего хода. Замеряют щупом зазор между кулачком распределительного вала и
толкателем у первого и третьего кулачков, считая от шкива распределительного вала. Если зазор не соответствует номинальному
значению (см. табл. 8), шайбу достают и устанавливают новую. При этом пользуются специальным приспособлением 67.7800.9503
для регулировки клапанов. Штангу приспособления закрепляют на шпильках головки блока, поворачивают толкатель прорезью к себе
и нажимают на рычаг приспособления до полного сжатия пружины клапана. Распоркой приспособления фиксируют толкатель.
Рис. 4. Порядок затягивания гаек крепления корпусов подшипников распределительного вала на двигателях:
а
— ВАЗ-2121;
б
— ВАЗ-2108
Пинцетом через прорезь толкателя достают регулировочную шайбу. Если на ее плоскости износились и не видны цифры, обозначающие
толщину, измеряют ее микрометром. Толщину новой шайбы определяют по формуле
Н = В + А — С,
где Н — толщина новой шайбы, мм;
А — замеренный зазор, мм;
В — толщина снятой шайбы, мм;
С — номинальный зазор, мм
.
Рис. 5. Регулировка натяжения цепи привода механизма газораспределения на двигателях:
а — УЗАМ-412Э: 1 — пробка резьбовая; 2 — стопорный болт;
3
— верхняя крышка картера привода механизма газораспределения;
б
— ВАЗ-2121: 1 — патрубок забора подогретого воздуха в воздушный фильтр; 2 — корпус воздушного фильтра; 3 — крышка
корпуса воздушного фильтра;
4
— ведомая звездочка распределительного вала;
5
— цепь привода;
6
— успокоитель цепи; 7 — ведущая звездочка коленчатого вала;
8
— натяжное устройство цени; 9 — фиксирующая гайка
натяжного устройства
В запасные части поставляют регулировочные шайбы толщиной от 3,00 до 4,25 мм с интервалом через каждые 0,05 мм. Толщина
шайбы маркируется на ее нерабочей поверхности целым трехзначным числом, которое обозначает толщину шайбы в сотых долях миллиметра.
Например, маркировка 300 соответствует толщине шайбы равной 3,00 мм и т. д. Поэтому, проведя расчеты, толщину новой шайбы
принимают кратной 0,05.
Пример. Замеренный зазор А составил у впускного клапана 0,29 мм. Толщина В снятой шайбы равна 3,60 мм. Номинальный зазор
С должен быть равен 0,20 мм. Тогда толщина новой шайбы будет равна
H=3,60+0,29—0,20=3,69, мм.
Округляем до ближайшего значения, кратного 0,05, и получаем толщину новой шайбы Н= 3,70 мм. Таким образом можно установить
шайбу
с маркировкой 370.
Подобрав требуемую шайбу, вкладывают ее в толкатель, убирают распорку и вновь проверяют щупом зазор. У остальных клапанов
зазоры регулируют таким же образом, поворачивая каждый раз коленчатый вал на 180° и замеряя зазоры попарно у кулачков № 5
и 2, 8 и 6, 4 и 7. Закончив регулировку, заливают масло в масляные ванны головки цилиндров. При этом места контакта кулачков
с регулировочными шайбами должны быть в масле.
Необходимое натяжение цепи привода распределительного вала у двигателей УЗАМ-412Э и ВАЗ-2121 при регулировке устанавливается
автоматически. Для этого у двигателя УЗАМ-412Э отпускают на ½ — ⅓ оборота стопорный болт 2 (рис. 5, а), плавно
поворачивают коленчатый вал по направлению вращения на 3—4 оборота, после чего болт
2
затягивают до отказа. У двигателя
ВАЗ-2121 для выполнения этой операции ослабляют фиксирующую гайку
9
(рис. 5,
б)
и. также плавно поворачивают
коленчатый вал на 1 —1,5 оборота по направлению вращения. По окончании регулировки гайку 9 затягивают.
У двигателя ВАЗ-2108 натяжение ремня привода распределительного вала проверяют на участке между шкивами распределительного
5
и коленчатого
1
валов (рис. 6), закручивая ремень с усилием 15—20 Н. При нормальном натяжении он закручивается
на 90°. Если угол закручивания больше, ремень подтягивают. Для этого ослабляют гайку 7 крепления оси натяжного ролика и поворачивают
ось
8
за шестигранную головку на 10—15° против часовой стрелки и вновь проверяют натяжение ремня. При необходимости
повторяют операцию. Излишнее натяжение ремня сокращает срок его службы. Поверхность ремня должна быть сухой, без складок,
трещин, расслоения. По окончании регулировки затягивают гайку 7 крепления оси натяжного ролика моментом 39 Н•м, устанавливают
переднюю защитную крышку и крышку клапанного механизма.
Для замены ремня привода распределительного вала поворачивают коленчатый вал до совмещения меток А и В на зубчатом шкиве
распределительного вала и на задней крышке ремня. При этом метка на маховике совпадает с вырезом на шкале корпуса сцепления.
Снимают ремень привода генератора и шкив коленчатого вала. Затем ослабляют натяжение зубчатого ремня и снимают его со шкивов.
Новый ремень надевают сначала на зубчатый шкив
1
коленчатого вала и шкив
2
привода насоса системы охлаждения,
после чего заводят ремень на натяжной ролик
3
и натягивают на зубчатый шкив распределительного вала. Уточнив совпадение
меток, натягивают ремень. Поворачивают коленчатый вал на 2 оборота по часовой стрелке и проверяют совпадение всех установочных
меток. При несовпадении меток операцию по установке ремня повторяют. При этом нельзя допускать резкого пере-
Рис. 6. Схема привода распределительного вала на двигателе ВАЗ-2108:
1 — зубчатый шкив коленчатого вала; 2 — шкив насоса охлаждающей жидкости;
3
— натяжной ролик;
4
— задняя
крышка ремня; 5 — шкив распределительного вала;
6
— зубчатый ремень; 7 — гайка крепления оси натяжного ролика;
8
— ось натяжного ролика; А — метка на шкиве распределительного вала; В — установочный усик на задней крышке ремня; С —
метка на крышке масляного насоса; D — метка на шкиве коленчатого вала
гиба зубчатого ремня во избежание повреждения кор да и последующего его разры ва. Затем устанавливают шкив и ремень привода
генератора, переднюю защитную крышку зубчатого ремня. К неисправностям механизма газораспределения относят износ и обгорание
фасок тарелки клапана и его седла; износ стержня клапана по диаметру и в торце, направляющих втулок клапана и толкателя;
износ бойка коромысла, рычагов, кулачков и шеек распределительного вала, подшипников распределительно го вала; износ цепи
привода механизма газораспределения и зубьев распределительных шестерен; потерю упругости и уменьшение длины пружин клапана;
повреждение маслоотражательных резиновых колпачков на стержнях клапанов. Поврежденные детали заменяют.
|
|