|
623459, Свердловская область, Каменск-Уральский, ул.Механизаторов, 25
(3439) 376-222, (3439) 376-597, (3439) 376-343, (3439) 376-598
[email protected]
|
|
|
|
|
|
|
Нормативы технической эксплуатации
К нормативам технической эксплуатации относят периодичность технического обслуживания (ТО) и трудоемкость ТО и текущего
ремонта (ТР) легковых автомобилей (табл. 2 и 3). Операции высшего номера технического обслуживания включают
в себя операции низшего номера. Так, операции ежедневного технического обслуживания (ЕО) включены в объем первого технического
обслуживания (ТО-1), а операции ТО-1 включены в объем второго технического обслуживания (ТО-2).
2. Периодичность технического обслуживания легковых автомобилей, км
|
Автомобиль
|
Категория условий эксплуатации
|
ТО-1
|
ТО-2
|
ИЖ-2715
|
III
|
10000
|
20000
|
|
IV
|
8800
|
17600
|
|
V
|
7500
|
15000
|
ВАЗ-2121
|
III
|
10000
|
20000
|
|
IV
|
8800
|
17600
|
|
V
|
7500
|
. 15000
|
ВАЗ-2109
|
III
|
15000
|
30000
|
|
IV
|
13200
|
26400
|
|
V
|
11250
|
22500
|
УАЗ-31512
|
III
|
3200
|
12800
|
|
IV
|
2800
|
11200
|
|
V
|
2400
|
9600
|
3. Средние нормативы трудоемкости ТО и ТР автомобилей
|
Автомобиль
|
Категория условий эксплуатации
|
Техническое обслуживание, чел.-ч
|
ТР,чел.-ч / 1000 км
|
ЕО
|
ТО-1
|
ТО-2
|
ИЖ-2715-01
|
III
|
0,3
|
2,3
|
3,8
|
3,0
|
|
IV
|
0,3
|
2,3
|
8,8
|
3,51
|
|
V
|
0,3
|
2,3
|
8,8
|
3,75
|
ВАЗ-2121
|
III
|
—
|
—
|
—.
|
2,0
|
ВАЗ-2109
|
III
|
—
|
—
|
—
|
1,2
|
УАЗ-31512
|
III
|
0,3
|
1.5
|
7,7
|
3,75
|
|
IV
|
0,3
|
1.5
|
7,7
|
4,38
|
|
V
|
0,3
|
1,5
|
7,7
|
4,68
|
После обкатки у автомобилей выполняют определенный перечень операций ТО, которые можно классифицировать как первое ТО-1.
У автомобиля ИЖ-2715 продолжительность обкатки составляет 4—5 тыс. км, у автомобиля ВАЗ-2121 соответственно 2—3 тыс. км,
ВАЗ-2109—2 тыс. км.
Нормы расхода и способы экономии топлива и смазочных материалов
Для автомобилей различных марок установлены линейные нормы расхода автомобильного бензина, дизельного топлива и сжиженного
газа на 100 км пробега (табл. 4). Нормы действительны для средних условий эксплуатации автомобилей и корректируются с учетом
реальных условий работы: холодное, теплое время года, горная или равнинная местность, тип дороги.
Работу грузовых автомобилей учитывают в тонно-километрах. Для них дополнительно к линейной норме установлена норма расхода
топлива на произведенную транспортную работу на каждые 100 км. Нормы расхода топлива на транспортную работу на каждые 100
км для грузовых автомобилей имеют следующие значения: 2,0 л для карбюраторных; 1,3— для дизельных; 2,5 л для газобаллонных
на сжиженном газе и 2 м
3
— для газобаллонных на сжатом газе.
При работе автомобильного транспорта в зимнее время нормы расхода топлива увеличивают в южных районах страны до 5 %,
в районах с умеренным климатом — до 10, в северных районах страны — до 15, в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных
к ним,— до 20 %.
4. Линейные нормы расхода жидкого топлива для автомобильного транспорта
|
Марка и модель автомобиля
|
Линейная норма расхода топлива на 100 км пробега, л
|
ИЖ-2715 «Москвич»
|
10
|
ВАЗ-2109 «Жигули»
|
8,5
|
ВАЗ-2121 «Нива»
|
12
|
УАЗ-31512
|
16
|
Зимними считаются периоды времени при установившейся средней температуре окружающего воздуха ниже 0°С.
Для работы автомобилей в горных местностях нормы также увеличивают с учетом высоты над уровнем моря. При высоте над уровнем
моря: 1000—1500 м — на 5%, 1501—2000—10, 2001 — 3000—15, свыше 3000— на 20 %.
В других случаях нормы увеличивают: при перевозках грузов, требующих пониженной скорости движения автомобиля,— до 10
%; при обкатке автомобилей, вышедших из капитального ремонта,— до 5, при обкатке новых автомобилей, при пробеге первых 1000
км — до 5; при работе в карьерах — до 20; при движении по полю при выполнении сельскохозяйственных работ — до 20; при движении
по лесу (вывозка леса) — до 20; при работе в период весенней распутицы, снежных заносов — до 35 на срок
до одного месяца; при учебной езде — до 20; при постоянной работе в качестве технологического транспорта внутри цехов
предприятий — до 10; для автомобилей, условия работы которых в черте города требуют частых остановок,— до 10; при работе
на дорогах с большим количеством закруглений (на 1 км пути более пяти закруглений радиусом менее 40 м) — до 10 %.
С учетом реальных условий эксплуатации устанавливают несколько надбавок или разность надбавок к нормам расхода топлива.
Так, при работе нового автомобиля (первые 1000 км пробега) по дорогам вне города с усовершенствованным покрытием общее снижение
к норме составит 15—5= 10 %. При учебной езде на автомобиле в зимних условиях в районе с умеренным климатом надбавка к норме
расхода топлива может составлять 20+10=30 %.
Нормы расхода моторных, трансмиссионных и специальных масел, пластичных смазок (табл. 5) устанавливают в зависимости
от расхода топлива.
5. Нормы расхода масел и пластичных смазок на 100 л расхода топлива
|
Масло, смазка
|
Легковые, грузовые автомобили и автобусы, работающие на бензине и сжиженном газе
|
Моторное масло, л
|
2,4
|
Трансмиссионное масло, л
|
0,3
|
Специальное масло, л
|
0,1
|
Пластичные смазки, кг
|
0,2
|
Нормы расхода топлива, масел и смазок могут корректироваться и изменяться предприятиями. Так, для автомобилей и автобусов,
находящихся в эксплуатации более восьми лет, можно увеличивать нормы расхода масел и смазок до 20
%.
Для автомобилей,
оборудованных гидромеханическими коробками передач, например ЗИЛ-114, ЗИЛ-111, автобус ЛИАЗ-677, норма расхода специальных
масел составляет 0,3 л на 100 л расхода топлива. Для автомобилей ВАЗ всех моделей норму расхода моторного масла устанавливают
в размере 0,8 л на 100 л расхода топлива независимо от срока службы автомобиля. Для всех автомобилей, кроме ВАЗ, находящихся
в эксплуатации менее трех лет, нормы расхода масел и смазок снижают на 50
%.
На расход топлива при эксплуатации автомобилей влияют следующие факторы: хранение и способы заправки, техническое состояние
автомобиля, организация перевозок, квалификация водителей. При хранении и заправке возможны потери топлива из-за подтеканий
из шланга, раздаточного крана, негерметичности резервуаров, трубопроводов, автоцистерн. Для предотвращения потерь топлива
и масел при заправке необходима постоянная исправность всего заправочного оборудования, организация заправки механизированным способом.
В наибольшей степени на расход топлива влияет техническое состояние подвижного состава. Причинами перерасхода могут стать
неисправный стеклоочиститель и стартер, неправильная регулировка фар, отсутствие зеркала заднего вида и т. д. Эти причины
приводят, как правило, к снижению скорости движения автомобиля, что увеличивает расход топлива при выполнении запланированного
пробега. Нагар в камерах сгорания, неправильная регулировка клапанов, засоренность воздухоочистителя также приводят к перерасходу
топлива. Неработающая свеча повышает расход топлива до 20 %, неисправная форсунка — на 25—30 %. Слой накипи в системе охлаждения
двигателя при толщине до 1 мм способствует увеличению расхода не только топлива, но и масла на 15—20 %. Неправильная регулировка
тормозов увеличивает расход топлива на 15—25 %. В табл. 6 представлены сведения о влиянии неисправностей систем карбюраторного
двигателя на расход топлива.
6. Влияние неисправностей систем карбюраторного двигателя на расход топлива
|
Прибор, узел и система двигателя
|
Неисправность
|
Перерасход топлива, %, ориентировочно
|
Карбюратор
|
Увеличена производительность главных топливных жиклеров
|
4—5
|
|
Уменьшена пропускная способность воздушных жиклеров главной дозирующей системы
|
1,5—2,5
|
|
Нарушена регулировка системы холостого хода
|
1,0—6,0
|
|
Негерметичен клапан экономайзера
|
6—8
|
|
Неисправен привод экономайзера (раннее или позднее включение)
|
3—6
|
|
Нарушен уровень топлива в поплавковой камере
|
2—6
|
|
Нарушена регулировка ускорительного насоса
|
0,6—1,1
|
|
Износ в приводе ускорительного насоса
|
1,0—1,1
|
Воздушный фильтр
|
Засорен воздушный фильтр и повышено его гидравлическое сопротивление
|
6—8
|
Система зажигания
|
Неправильно установлен угол опережения зажигания
|
4,5—7
|
|
Обгорела, загрязнена или нарушена регулировка зазора между контактами прерывателя
|
3—4
|
|
Неисправны автоматы опережения зажигания: вакуумный и центробежный
|
2—4
|
Свеча зажигания
|
Нагар на электродах
|
1,5—2
|
|
Нарушен зазор между электродами
|
0,8—2
|
|
Отказ в работе или перебои в работе свечи
|
10—12
|
Цилиндропоршневая группа
|
Уменьшена компрессия в цилиндрах двигателя
|
10—12
|
Механизм газораспределения
|
Нарушен зазор между бойком коромысла и стержнем клапана
|
1,5—5
|
Примечание. На 1 ,5—2% и более увеличивается расход топлива при чрезмерной затяжке подшипников ступиц колес или при уменьшении
давления воздуха в шинах колес против номинального, нарушении регулировки сцепления, отклонении от нормы величины схождения
колес.
На расход топлива влияет также квалификация водителей. Водитель должен хорошо знать маршруты движения, профиль дороги
и уметь выбирать кратчайший маршрут, двигаясь с оптимальной с точки зрения расхода топлива скоростью.
Стимулирует экономное и бережное использование топлива материальная заинтересованность водителей, регулировщиков двигателей
и других рабочих, инженерно-технических и руководящих работников, которые получают премию за экономию бензина и дизельного
топлива.
|
|